(Материал опубликован в сокращенном виде в газете «Купол» в №№18-24, 2010 г.)

Начало

Датой рождения нашего города считают день, описанный в Ведомости Казанского Горного начальства, составленной на основании Указа Правительствующего Сената:  «Оной Ижевский железной завод позволено его сиятельству графу Петру Ивановичу Шувалову строить по указу Государственной Берг-коллегии, состоявшемуся февраля 1-го дня прошлого 1760 года, присланному в Казанское горное начальство, для ковки из гороблагодатского ж чугуна железа, который по тому указу начат строением собственным его сиятельства коштом 1760-го года апреля 10 дня…». Почему город возник именно в это время и на этом месте? Дело в том, что Россия вела войны в западной части своей территории, а вся промышленность, особенно горнодобывающая, была сосредоточена на Урале. Единственным источником тепловой энергии в то время был лес. Из него делали древесный уголь для плавки и ковки горячего металла, а механическую энергию получали  от водяных колес. И вот на протяжении 50-60 лет развития горной промышленности, куда входила не только горнодобывающие, но и обрабатывающие производства, леса вокруг заводов были вырублены на много километров, водные ресурсы исчерпаны. Возник вопрос о строительстве завода ближе к европейской части страны. Граф Шувалов приобрел здесь земли, и было положено начало трем заводам Пудемскому, Воткинскому и Ижевскому. Так получилось, что Ижевск и Воткинск стали крупными городами, а Пудем до сих пор остался небольшим поселком, хотя завод там существует до сих пор. В апреле 1760 года начали строить плотину, и образовался один из самых крупных на Урале искусственных прудов – Ижевский пруд, 12 км длиной. К сожалению, его не чистили ни разу и сейчас мы столкнулись с серьезными проблемами его очистки. Ижевский завод в 1764 г. Реконструкция В.Л. Сергеева.

Первое время завод изготавливал железные полосы от 3 до 6 метров длинной, шириной с ладонь и толщиной примерно с палец. Они содержали мало углерода и практически не ржавели в условиях болотистой местности. По химическому составу приблизительно соответствовали стали 20. Таких полос Ижевский завод много поставлял в Москву для реконструкции Кремля, их укладывали между кирпичных слоев в стенах зданий, и в Петербург, где шло бурное строительство. Вокруг Ижевского завода происходило много восстаний, самым крупным было восстание Пугачева. Пугачев вошел в Ижевский завод летом 1774 года, и по жалобам рабочих завода казнил 42 человека. Был казнен и начальник завода полковник Венцель. По преданию, труп Венцеля закопали на берегу Ижевского пруда у самого мощного родника. На этом месте сейчас расположено здание бывшего пивозавода Бодалева (около здания бывшего Индустриального техникума). С тех пор жители стали называть это место Полковницкий ключ. Клеймо на железной полосе, изготовленной в 1808 г. Видны инициалы мастера – У К. Кричный молот на Ижевском заводе. Вторая половина 18 в. Рисунок В.Л. Сергеева из книги А.А. Александрова «Ижевский завод». 1957 г. Затем завод перешел на изготовления якорей, всего было изготовлено 2500 якорей для Балтики и других морей, а в конце 18 века их производство было полностью передано на Воткинский завод.

Быть оружейному заводу

После разорения Ижевского завода Пугачевым производство частично восстановили, но за неимением больших заказов для завода наступили трудные времена. Вскоре разорились дети Шувалова, возникла даже мысль вообще закрыть завод. Но в 1796 году на престол пришел Павел I, он много занимался военными вопросами, и было принято решение значительно увеличить производство ружей в России. Для этого кроме существовавших двух заводов, Тульского и Сестрорецкого под Петербургом, надо было построить еще один оружейный завод. Начали искать место для строительства нового оружейного завода, который, как предполагалось, выпускал бы 100 тысяч ружей в год — по тем временам это была большая программа. Долго искали место и, наконец, Андрей Федорович Дерябин, руководивший горной промышленностью России, решил, что производство ружей надо организовать в Ижевском заводе, поскольку здесь имелась уже освоенная металлургическая база, а для привода водяных колес был готовый огромный пруд. Вблизи от завода было много лесов, которые еще не успели вырубить, и людские резервы. Плотность населения была довольно высокая. Ряд деревень были приписаны к заводу, летом крестьян отпускали работать в поле, а зимой они работали на заводе. Многие ненавидели этот завод, их тянуло к земле. Даже с тех времен осталось название «непременная», на дороге в Агрыз есть такая деревушка Непременная Лудзя, то есть «непременно приписанная». Присылали также рекрутов, которые должны были вместо службы в армии работать на заводе в течение 25 лет. Им разрешали здесь жениться, строить дома. Когда приняли решение строить завод, из заграницы вернулся молодой архитектор Семен Емельянович Дудин, выпускник Петербургской Академии художеств, выпускники-отличники которой в то время получали право на казенные деньги поехать заграницу на шесть лет. Дудин вернулся из-за границы под впечатлением работ французского архитектора Леду, который в свои проекты промышленных зданий вводил элементы архитектуры. Дудин в Петербурге встретился с Дерябиным, и Дерябин предложил: «Езжай на Ижевский завод. С нуля начинается все там, надо построить огромный завод». Дудин был первым архитектором Ижевского завода, учеником нашего великого архитектора Захарова, построившего в Петербурге множество зданий, в том числе Адмиралтейство.

  Проект здания Ижевского завода, выполненный С. Е. Дудиным (1779-1825).

Уникальное здание промышленной архитектуры

Заводской трехчастный корпус с башней в проекте Дудина очень близок к Адмиралтейству, которое имеет длину порядка 400 метров, наш корпус — 300 метров. После войны 1812 года с Наполеоном в России на некоторый период было запрещено строительство больших каменных зданий, так как страна понесла большие потери, и надо было восстанавливать разрушенные города и села. Но Ижевский завод был далеко от центра и здесь продолжали строить каменный заводской корпус.

Заводской корпус, построенный по проекту С. Е. Дудина. Выполнен по классической трехчастной схеме.     Начало 20 в. Центральная часть заводского корпуса.   Во время войны с Наполеоном завод дал первые шесть тысяч ружей, хотя основной корпус еще не был построен. Наряду с ружьями завод выпускал много холодного оружия.

  Пистолет с кремневым замком, изготовленный на Ижевском заводе в 1834 г.

  2002 г. Центральная часть заводского корпуса с башней.

  2002 г. Куранты на заводской башне, установленные в 1838 г. Уникальный заводской корпус заслуживает того, чтобы быть под охраной ЮНЕСКО. Корпус был завершен только после смерти Дудина, похороненного на кладбище за Троицкой церковью. По оценке известного историка Е. Ф. Шумилова на этом кладбище похоронено примерно 150 тысяч ижевцев. 1 Сейчас на месте этого кладбища Ледовый Дворец и другие спортивные сооружения. Несмотря на протесты, строится крытый каток. Для переноса захоронений призвали студентов исторического факультета Удмуртского университета, они успели выкопать несколько десятков могил, успели перезахоронить кости. Но там сотни могил остались. Кладбище закрыли официально в 1940 году, а уже в конце сороковых годов пришли бульдозеры и перерыли тысячи могил. Кстати, на этом кладбище в 1926 г. был похоронен дед, а в 1936 г. родной брат автора статьи. Вот такое отношение у нас к могилам предков, к исторической памяти. Это одна из причин, почему Россия так низко пала в области морали, так высока преступность и пьянство.     Открытка начала 20 в. Вид на плотину и завод с колокольни собора Александра Невского.

 

Арсенал

Другим выдающимся сооружением Дудина является Арсенал. Казалось бы, простой склад оружия, но Дудин создал настоящий шедевр архитектуры, который иногда называют «Ижевский кремль» К счастью, Арсенал, рассчитанный на 75 тысяч ружей, почти полностью сохранился до наших дней, он реставрирован и сейчас в этом здании находится Национальный музей им. К. Герда, выдающегося удмуртского просветителя, поэта, переводчика. И Арсенал, и заводское здание с башней с часами на плотине – уникальные сооружения — единственные в мире.

Арсенал Дудина в плане представляет собой интересное П-образное сооружение, обращенное открытой частью к югу. Там были каменный забор и ворота, в середине двора — караульное помещение, где находилась охрана и мастера, проводившие чистку, смазку и уход за оружием. Это центральное здание было соединено с главным корпусом тремя коридорами. Вокруг здания Арсенала не разрешалось строить дома или сажать деревья, так как это в какой-то мере была крепость, а поскольку крестьяне часто восставали и могли захватить оружие, местность вокруг должна была открытой для защиты от нападающих.

Известный русский поэт В. А. Жуковский во время поездки по России с наследником престола, будущим императором Александром II посетил Ижевский завод 21-22 мая 1837 г.  Будучи воспитателем будущего царя, поэт предпринял это путешествие, чтобы познакомить наследника со страной. Жуковский любил рисовать места, где ему приходилось бывать. С высокого левого берега пруда, где сейчас находится сад им. М. Горького, он зарисовал вид на строящийся заводской корпус. Свои впечатления о Ижевском и Воткинском заводах В.А. Жуковский отразил в путевом дневнике. 

1837 г. Вид на заводской корпус. Построена лишь центральная часть. Рисунок В.А. Жуковского.

 

Первое ижевское нарезное оружие

В первой половине 19 века во многих странах происходил переход от гладкоствольного оружия к нарезному. Вообще первое нарезное оружие в России появилось еще при Петре I, но его заряжали с дула, такое заряжание было трудоемким, поэтому его использовали, в основном, в специальных подразделениях. Из офицеров выбирали лучших стрелков, пулю заворачивали в промасленную тряпочку, забивали в ствол деревянным молотком, чтобы она шла по нарезам. Трудоемким было и изготовление нарезных стволов. Только к середине19 века, когда научились получать качественную сталь, нарезное оружие стало широко применяться. В его преимуществе убедилось царское правительство во время  Крымской войны 1853-56 гг., в которой русская армия понесла большие потери, поскольку противник был вооружен более совершенным нарезным оружием. Так, винтовки англичан могли поражать русских солдат с расстояния, в 2-3 раза превышающего дальность гладкоствольного оружия, которым была вооружена основная часть русской армии. Это убедило царское правительство развернуть массовое производство  винтовок на трех наших заводах — Сестрорецком, Тульском и Ижевском. С 1855 по 1866 год Ижевский завод выпустил свыше 300 тысяч нарезных, заряжаемых с дула, ружей. Но этого для русской армии было недостаточно, и большое количество винтовок заказывали в Бельгии и Германии. С 1867 года Ижевский завод стал выпускать винтовки, заряжаемые с казенной части с использованием патронов. В это время в лексикон оружия официально вошло слово винтовка.

Винтовка-долгожитель Мосина

В 1870 году на вооружение русской армии была принята одна из самых совершенных по тем временам образцов оружия, винтовка Бердана №2. Но так как к началу русско-турецкой войны 1877-78 гг. армию не успели полностью оснастить этой винтовкой, наши потери в этой войне, как и в Крымской, были также значительны. Всего было изготовлено 3 миллиона берданок, из них на Ижевском заводе свыше 1220 тысяч штук.

С 1865 года в течение почти 15 лет Ижевский завод находился в аренде. За это время на заводе было установлено много новых станков, печей и другого оборудования, что позволило получать в больших количествах качественную сталь и расширить производство винтовок. С 1874 по 1880 год на Ижевском заводе было изготовлено свыше 1150 тысяч стволов, из них 575 тысяч для Тульского завода.

Образцы стволов, изготовленные на Ижевском оружейном заводе и представленные на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Находятся в музее Ижмаша.

 

С принятием на вооружение русской армии винтовки С. И. Мосина, Ижевский завод становится основным поставщиком винтовок в России. Эта винтовка была настолько совершенной, что ее изготавливали в больших количествах до 1945 года.

С. И. Мосин приезжал в Ижевский завод с целью оценить готовность завода к производству, и по этому поводу неплохо было бы установить мемориальную доску. Но здание «Правление «Ижстальзавода», где она могла бы установлена, уже безжалостно уничтожено местными властями. По-видимому, для них не существует исторической памяти, а есть только «объекты», которые можно сносить или строить.

Хотя «Правление «Ижстальзавода» и не представляло такой ценности, как Арсенал или старый заводской корпус, но это была память о более чем столетней истории завода, где побывали многие известные люди России. Но, вопреки протестам, ночью здание было снесено. Еще 1 апреля 2010 г. в решении Октябрьского районного суда было записано: «суд приходит к выводу о том, что спорный объект «Правление «Ижстальзавода» является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения». Протест выразило и Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу в лице Главного государственного инспектора М. Крамчаниновой, которая подала в ОВД МВД по Октябрьскому району г. Ижевска заявление о возбуждении уголовного дела в связи с разрушением этого здания. Руководитель Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Д. А. Мусин направил прокурору УР письмо с просьбой «принять меры прокурорского реагирования, направленные на недопущение выкупа и сноса объекта культурного наследия регионального значения», однако, прокуратура не остановила этот вандализм. Персонально за снос отвечать некому – городская дума, где большинство составляют   депутаты от Единой России, проголосовали за снос здания.

В последние годы в стране разрушают много памятников, переносят их с места на место, при реставрации их неузнаваемо изменяют, нарушая закон в области охраны памятников. И никого за этот вандализм не наказывают.

 

Восстание

Во время гражданской войны в Ижевске произошло еще одно событие, которое до последних лет было мало известно в нашей стране. О нем молчали, документы были засекречены.

После установления Советской власти выборы в Ижевский  Совет рабочих депутатов всегда давали состав депутатов, нежелательный большевикам. Часто по инициативе большевиков проводились перевыборы, но каждый раз большевики, избранные в Совет, оказывались в меньшинстве.

В июне 1918 года в Ижевске состоялись очередные выборы Совета рабочих депутатов, в результате которых в Совете  большинство депутатов оказались беспартийными. Тогда большевики  вызвали из  города Казани в Ижевск специальный отряд Красной армии, который разогнал Ижевский Совет.  Полномочной властью в Ижевске был объявлен прежний  Ижевский Исполнительный комитет, состоявший только из одних большевиков. Большевики стали устанавливать порядки, сильно ограничивающие права жителей, особенно работников завода, имевших хорошие заработки и привилегии. В Ижевске возникла организация, получившая название «Союз фронтовиков». В союз вошли офицеры, военные чиновники и солдаты, бывшие  на войне, члены умеренных партий рабочих. Все руководство завода и начальники цехов (тогда цеха назывались мастерскими) были офицеры. Даже здание на Троицком переулке (сейчас ул. Советская, дом 1) называлось «офицерское собрание».  Объединению офицеров способствовали слухи о предстоящей мобилизации фронтовиков в ряды Красной армии.

Выступлению фронтовиков способствовало взятие чехословаками и белой армией города Казани 7 августа 1918 года. 8 августа, по сигналу заводского гудка фронтовики собрали рабочих на митинг во дворе завода. На угрозу большевиков о расстреле, фронтовики и рабочие захватили в проверочной мастерской несколько тысяч винтовок. Многие рабочие хранили винтовки у себя дома. Они присоединились к фронтовикам, и после того, как был разбит отряд местных красноармейцев, город оказался в руках восставших.

Большевики посылали на подавление восстания несколько отрядов как со стороны станции Агрыз, так и со стороны Камы, но все эти атаки были успешно отбиты.

Даже бронепоезд, который шел со станции Агрыз и пытался взять город, не смог ничего сделать. Восставшие были хорошо вооружены, а завод ежедневно выпускал сотни винтовок. Кстати, запасы патронов и снарядов хранились в подземном пороховом складе, располагавшемся  недалеко от Арсенала, там, где сейчас горит Вечный Огонь. Этот склад мог бы также войти в музейный комплекс, но, к сожалению, его разрушили, как и многие другие исторические здания и сооружения.

Вскоре восстание охватило и другие города и деревни, фронт растянулся на сотни километров. Таким образом, это восстание было одним из наиболее массовых в истории гражданской войны, и сильно беспокоило лидеров большевиков. От Ленина и Троцкого поступали телеграммы: «Взять Ижевские заводы во что бы то ни стало».

Только сосредоточив очень большие силы, 7 ноября удалось взять город и подавить восстание. Были расстреляны сотни участников восстания.

А 13 апреля 1919 г. город был взят войсками адмирала Колчака, и Красная Армия потеряла крупнейшего поставщика оружия. Только 7 июня в Ижевске удалось снова установить Советскую власть. Но на этот раз с отступившей армией Колчака покинули родные места десятки тысяч ижевцев и воткинцев, многим никогда не суждено было вернуться. До сих пор их потомки проживают в США, Австралии и других странах.

 

Восстановление производства

Завод пришел в упадок: оборудование, документация, технологии — все было. Но рабочих от первоначальной численности оставалось не более трети, все квалифицированные рабочие ушли. Для восстановления выпуска винтовок, так необходимых Красной Армии, в Ижевск был командирован известный конструктор Ф. В. Токарев, хорошо знающий производство. Он сумел наладить выпуск винтовок, но из-за нехватки квалифицированных рабочих качество винтовок было очень низким. Токарева обвинили в саботаже и приговорили к расстрелу, но, к счастью, вскоре разобрались и освободили. Власти объявили, что специалисты, ушедшие из Ижевска, могут вернуться. Вернулись немногие, но на завод их старались не допускать, в каждом видели вредителя. В 1937 году многие из них были репрессированы, включая и тех эмигрантов, кто вообще был непричастен к Ижевско-Воткинскому восстанию.

 

Ижевские мотоциклы

Созданием ижевских мотоциклов и организации их производства мы в огромной степени обязаны Петру Владимировичу Можарову. Используя свои технические знания, талант и упорство, П.В. Можаров неоднократно доказывал и на бумаге, и практически необходимость производства мотоциклов, и это во многом способствовало тому, что Ижевск стал центром отечественного мотоциклостроения.

П.В. Можаров родился 20 сентября 1888 года в дворянской семье. На средства своего брата он едет учиться в Германию и, получив там высшее образование по теплотехнике, возвращается в Россию. Во время первой мировой войны П.В. Можарова призывают в армию, он попадает в плен. Вернувшись на родину, он возвращается в Тамбов и поступает на завод, работает сначала конструктором, затем главным механиком. За время работы на Тамбовском заводе П.В. Можаров сделал много для реконструкции производства, получил свое первое авторское свидетельство, заслужил любовь и уважение коллектива.

В 1924 году П.В. Можаров переезжает в Ижевск. Здесь, на огромном заводе, его привлекает возможность более эффективно применить свои знания. В Ижевске он изобретает, собирает свой первый мотоцикл, создает аэросани для областного  общества содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), собирает и испытывает на Ижевском пруду глиссер.

Первые строители ижевских мотоциклов. В центре в кожаном пальто – Петр Владимир Можаров (1888-1934), главный разработчик первых ижевских мотоциклов. Справа от него – Тимофеева Мария Никитична (1908-1998), работавшая копировщицей. В 30-е годы она, как и ее брат Тимофеев Александр Никитич и муж Малахов Павел Иванович, увлекались мотоспортом и участвовали в во всесоюзных мотопробегах. В 1936г. Мария Никитична была участницей мотопробега Ижевск – Москва

 

Но больше всего П.В. Можарова захватывает идея создания отечественного мотоцикла. Летом 1927 года он представляет докладную записку руководству завода о необходимости изучения производства мотоциклов на немецких заводах, поскольку Германия лидировала в этой области, выпуская 400 тысяч мотоциклов в год. Читая его объемистую записку, видишь, насколько четко он представлял, каким должен быть отечественный мотоцикл. Получив разрешение на командировку, В.П. Можаров на два месяца уезжает в Германию. Он посещает 24 из 118 заводов, выпускавших мотоциклы, тщательно изучает конструкции мотоциклов, технологию и организацию производства. В январе 1928 года В.П. Можаров составляет большой отчет о поездке, а в марте представляет эскизный проект мотоциклетного завода. Вскоре было принято решение начать подготовку к производству мотоциклов. Заместителем директора завода по этому производству был назначен Иван Иванович Чекмарев (1896-1967), который в 1933 году стал первым директором отделившегося мотозавода. П. В. Можаров был назначен начальником конструкторского бюро по проектированию мотоциклов.

Изучив лучшие немецкие машины, закупленные в Германии, П. В. Можарову  и его конструкторам удалось в рекордно короткий срок создать первый ижевский мотоцикл «ИЖ-1». Этот мотоцикл весил300 кг, рабочий объем четырехтактного двухцилиндрового двигателя составлял 1200 куб.см., его мощность была24 л.с. Проектируя этот мотоцикл, П. В. Можаров прежде всего учитывал наши условия эксплуатации. Он разработал специальную вилку, смягчающую удары при езде по плохой дороге, применил много новшеств, таких как штампованная рама, принудительное охлаждение и фильтрация смазки и воздуха и другие. Вскоре за ижевским первенцем последовали  более легкие мотоциклы «ИЖ-2», «ИЖ-3», «ИЖ-4», «Иж-5». Все ижевские мотоциклы приняли участие во втором всесоюзном мотопробеге Москва-Ленинград-Харьков-Москва в сентябре 1929 года, но не показали необходимых эксплуатационных качеств. Работы по мотоциклам были на некоторое время приостановлены, П. В. Можаров был откомандирован в Ленинград, где на заводе «Красный Октябрь» помогал налаживать серийное производство мотоцикла Л-300, созданного на базе немецкой машины ДКВ-300.

В это время состоялась вторая командировка П. В. Можарова в Германию. На заводах известных фирм ДКВ и БМВ он не только изучал производство, но и принимал в нем активное участие. Так, он практически полностью спроектировал для немцев боковой прицеп, внес много предложений по улучшению производства, за что немцы прислали ему в подарок мотоцикл.

К этому времени длительное обсуждение вопроса о том, где строить мотоциклетный завод, заканчивается постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства СССР об организации в Ижевске строительства завода для производства 50 тыс. мотоциклов в год. Вернувшись в Ижевск, П. В. Можаров видит, как строится отделившийся от Ижстальзавода корпус нового, мотоциклетного завода. Он вносит много предложений по совершенствованию технологии и организации производства мотоциклов, активно участвует в доводке мотоцикла НАТИ-750 и создании «ИЖ-7». Мотоцикл «Иж-7», созданный на базе  немецкого ДКВ, ижевчанам удался. Он весил почти в три раза меньше, а его рабочий объем был в четыре раза  меньше, чем  у мотоцикла «ИЖ-1», по скорости он был лучшим в своем классе машин. Большой вклад в разработку первых мотоциклов вместе с П. В. Можаровым внесли ведущие конструктора Л. И. Владимиров, С. И. Кульпин, В. В. Рогожин, А. А. Гроссман, А. А. Рогиницкий, А. М. Федоров, Б. М. Фиттерман и другие. Отлично справлялись с работой по доработке мотоциклов испытатели и бригада сборщиков И. Е. Шадрина.

П. В. Можаров прожил всего 45 лет. 11 марта 1934 года он покончил жизнь самоубийством. Наиболее вероятной причиной такого поступка было предчувствие наступающих политических репрессий, жертвой которых стал бы он сам как человек, живший и учившийся в Германии, и имевший связи с многими немецкими специалистами, так и его семья.

За тот вклад, который П.В. Можаров внес в развитие отечественного мотоциклостроения, он не получил ни одной награды, кроме Почетной Грамоты и значка активиста Автодора. Но 11 миллионов мотоциклов, выпущенных с начала их производства, являются своеобразным памятником Петру Владимировичу. Хочется обратиться к нашим скульпторам и администрации города: давайте создадим и установим в городе настоящий памятник нашему талантливому конструктору мотоциклов.

Аэросани, созданные П.В. Можаровым. Второй слева – П.В. Можаров.

 

В 1936 г. состоялся первый в СССР женском мотопробеге «Ижевск-Москва». В этом пробеге участвовала тетя автора статьи Тимофеева Мария Никитична (1908-1998). Она занималась мотоспортом, в чемпионате СССР заняла третье место. Удивительно, что репрессии 1937 года не коснулись семьи Тимофеевых – ведь их отец, Никита Лазаревич, ушел со старшим сыном Алексеем из Ижевска с армией Колчака.

Репрессии 30-х

В Ижевске было немало выходцев из других стран. Среди них выделялся талантливый инженер Константин Густавович Эмме, приехавший в Россию строить социализм из Бельгии. Он был высокообразованным культурным человеком, знал несколько иностранных языков. Это был один из самых технически грамотных инженеров в Ижевске, много сделавший для завода и города. Эмме участвовал в проекте первого нашего трамвая, критиковал этот проект, говорил, что надо срезать горку на улице Карла Маркса, ввиду возможности аварий из-за крутого склона улицы. И действительно, в 40-50-ых годах было несколько крупных аварий с жертвами. Автор был свидетелем одной из таких аварий, когда у трамвая отказали тормоза, и он, съехав от Мотозавода на улицу Советскую, сошел с рельс и перевернулся. В 1937 г. Эмме обвинили в шпионаже, дали большой срок, а в 1942 г. он умер в тюрьме. То же самое случилось с талантливым организатором производства Отто Гессом и многими другими. Можаров, организуя производство мотоциклов, уговорил приехать в Ижевск группу немецких специалистов. Среди них был сын иммигранта Константин Огнетов, которого в 1938 году также арестовали как шпиона, он тоже погиб в тюрьме.

 

Борьба с религией, разрушение храмов

В 1930-е годы в процессе борьбы с религией в СССР были разрушены тысячи храмов. Этот вандализм коснулся и Ижевска, где были снесены многие церкви.

В Ижевске одной из первых жертв стала Михайловская колонна, которую снесли в 1918 году. Колонна была воздвигнута 8 ноября 1852 года в честь Великого Князя Михаила Павловича (1798-1849), сына Павла I.  Михаил Павлович курировал военную промышленность России и имел звание Генерал-Фельцейхмейстера (главного мастера артиллерии). Это звание ему было присвоено Павлом I при рождении, хотя в должность он вступил только в 1819 году. Когда Михаил Павлович умер, начальство ижевского завода обратилось к царю с просьбой увековечить имя Великого Князя возведением колонны без затраты казенных денег. Михайловская колонна была сооружена в сквере к западу от Александро-Невского собора и фактически представляла собой уменьшенную копию Александровской колонны, воздвигнутой в 1834 году по проекту строителя Исаакиевского собора русского архитектора французского происхождения  Монферрана (1786-1858).  Высота Александровской колонны превышала 47 м, Наша Михайловская колонна высотой около 12 м была построена из чугунных колец, ее окружала ограда из пик и пушечных стволов жерлами вниз, игравших роль столбиков ограды. В 2007 году, в год 200-летнего юбилея Ижевского оружия, эта величественная колонна была восстановлена, и это место вновь обрело почти тот облик, который наблюдали наши прадеды. Конечно, для восстановления первоначального вида предсоборной площади и сквера необходимо было бы снести дворец культуры машиностроителей, построенный по проекту архитектора Г.А. Гусева как клуб КОР (Клуб Октябрьской Революции), но за почти 80 лет своего существования он сам стал памятником архитектуры конструктивизма.

Открытка начала ХХ века. Михайловская колонна.

 

В 1930-е годы была снесена лютеранская кирха, на ее месте построены дома № 2 по улице Советской и № 156 по улице Красной. История этой кирхи – это целый пласт истории нашего города и жизни иностранцев, живших в Ижевске, который стерт из нашей памяти.

В 1937 г. были также снесены и другие храмы:

  • Великолепный Михайловский собор, построенный в 1907 г. – в год столетия Ижевского оружия. Собор был восстановлен и открыт в 2007 г.
  • Покровская старобрядческая церковь, стоявшая на улице Советской. Сейчас на этом месте промежуток между домами № 18 и № 20. Хорошо, что старообрядцам удалось построить в 1996 году новую Покровскую церковь на улице 10 лет Октября, самую большую из старообрядческих церквей в России (архитектор А.П. Долматов). Было бы целесообразно переименовать и улицу в Покровскую.
  • Не повезло Никольской церкви, построенной в 1859 году по проекту И.Т. Коковихина, – она оказалась на территории металлургического завода и в 1932 году была снесена. Якобы именно на этом месте надо  было построить новый мартеновский цех завода!

Весна 1937 г. Начало разрушения Михайловского собора.

2007 г. На самом высоком ижевском холме вновь возвышается Михайловский собор. Справа видна церковь Казанской Божьей Матери.

 

Ижевск в годы Великой отечественной войны

Огромную роль Ижевск сыграл в годы Великой отечественной войны как крупнейший, поставщик стрелкового и авиационного оружия. Дело в том, что Советский Союз, имея значительное военное превосходство, в первые недели войны понес гигантские потери в живой силе и вооружении. Только в первый день войны наша авиация потеряла 1200 самолетов, из них 800 были подожжены на аэродромах. В армии одна винтовка была на несколько человек.

Поэтому перед ижевскими заводами была поставлена задача в кратчайшие сроки перестроить производство на выпуск винтовок и другого вооружения.

22 июня 1941 года директору Машиностроительного завода в предусмотренном на случай войны приказе предписывалось довести производство винтовок до пяти тысяч в сутки. Вскоре этого оказалось недостаточно, поступил новый приказ — десять тысяч в сутки. Затем машиностроители довели выпуск винтовок до 12 тысяч, т.е. каждые сутки оснащали целую дивизию. На заводах был установлен 12-часовой рабочий день. Особенно строгие правила существовали в ствольных цехах, где изготавливали самые ответственные детали оружия. Рабочие этих цехов имели право уходить домой только по письменному разрешению начальника цеха с указанием времени выхода и возвращения. Сестрорецкий завод, как  оружейный, в это время уже не существовал, тульские заводы были эвакуированы в разные города Советского Союза, и основная нагрузка легла на ижевские заводы.

До войны в Красной Армии было мало противотанковых средств. Нам не придется воевать на своей территории, только на чужой – такова была военная стратегия руководства страны. Поэтому большую роль в первые годы войны в борьбе против немецких танков сыграли бутылки с горючей смесью, так называемый «коктейль Молотова».

Ижевским машиностроителям было поручено срочно наладить выпуск противотанковых ружей, а в 1942 г. это производство было передано вновь организованному механическому заводу. Завода фактически не было, рабочие иногда даже трудились под открытым небом. Тут же возводили временные корпуса, временные общежития, в которых люди жили в тесных комнатках, спали в два этажа. Но терпели, всем было трудно, надо было изготавливать оружие. Всего было выпущено свыше 130 тысяч противотанковых ружей Дегтярева и Симонова. За годы войны ижевскими заводами было также изготовлено свыше миллиона пистолетов и револьверов и много другого оборудования.

Ижевск был практически единственных поставщиком авиационных пушек и пулеметов. Лучшие в мире авиационные пушки, такие как НС-37,  созданные А. Э. Нудельманом и А. С. Сурановым, изготавливались в Ижевске.

 

 Годы войны. Сборка авиационных пушек на Ижевском машиностроительном заводе.

 

С большими трудностям сталкивались ижевские металлурги, им приходилось в кратчайшие сроки вводить новое оборудование, чтобы непрерывно увеличивать производство высококачественной стали, которая требовалась и для ижевских и для других заводов страны.

После войны

Закончилась война, многие заводы стали переходить на выпуск мирной продукции, так необходимой для разоренных фашистами городов и сел. Сам Ижевск на протяжении многих десятилетий застраивался, в основном, деревянными домами. За время войны Ижевск значительно вырос по числу жителей и площади, но вплоть до 1950-х годов его часто называли большой деревней. Массовое жилищное строительство начали осуществлять лишь в 60-е годы, и «большая деревня», как иногда называли Ижевск, стала с каждым десятилетием все больше походить на город.

Ижевский металлург, лауреат премии Совета Министров СССР Анатолий Петрович Васяк воспоминания о своем ижевском послевоенном детстве выразил в стихах. Они дают яркое представление о городе того времени.

Была когда-то Колтома,

Черёмух и берёз завеса.

И деревянные дома

От пруда поднималась к лесу.

Дымился в Зареке завод,

И медленно скользя по пруду,

Тянул усталый пароход

На лесопилку брёвен груду.

Садилось солнце, день потух,

Хозяйки ждали у ограды,

Когда на улицу пастух

Коров и коз пригонит стадо.

Недавно кончилась война.

В то время было трудно многим.

И доставалось нам сполна

Мальцам голодным, босоногим.

Мы забывали пинать мячик,

Бежали дружною гурьбой

Смотреть, как гонит автоматчик

Колонну пленных пред собой.

А знойным летом от жары

Искрились солнечные блики,

Песок жёг пятки детворы

И в парке зрела земляника.

Скорей, скорей на берег пруда!

Купаться рады целый день.

Вода прозрачней изумруда.

Нырять и плавать в ней не лень.

Но вот подкрались холода,

Снежинки первые кружатся,

И пруд покрылся плёнкой льда.

Но как тут можно удержаться!

На валенки коньки ремнями

Мы прикрутили и на лёд,

Гоняем клюшкой мячик днями,

Кружим веселый хоровод.

Меж Зарекой и Колтомой

Вражда заведена веками

И возвращались мы домой

Со льда частенько с синяками.

Десятилетия пролетели,

Уж нет далекой Колтомы.

Пусть постарели, поседели

Но детство не забыли мы.

И нашу школу тридцать два

Между панельными домами.

Она теперь видна едва,

Но в памяти навечно с нами.

Ижевский цирк

В Ижевске всегда был популярен цирк. Первые цирковые представления были примитивными, как правило, с медведем, которого заставляли вставать на задние лапы. Александр Гаврилович Коромыслов, будучи владельцем нескольких цирков в разных городах России, знал о популярности цирковых представлений в Ижевске, поэтому решил построить для цирка отдельное здание. И вот в конце 19 в. ниже перекрестка Базарной улицы и Горшечного переулка (ныне ул.Горького и Бородина) было закончено строительство деревянное здания первого ижевского цирка. В цирке проводились выступления борцов, «дамский чемпионат французской борьбы», лотереи. Во время гражданской войны первый ижевский цирк сгорел, и приезжим артистам в течение нескольких лет пришлось выступать в кинотеатрах и на летних эстрадах. Но в 1926 г. было построено просторное деревянное здание нового (второго) цирка на 1500 зрителей. А в трудные годы войны был построен новый каменный, уже третий ижевский цирк.

Второй Ижевский цирк, построенный на площади Свободы (до 1918 г. Сенная площадь, сейчас район Центрального рынка)

Третий ижевский цирк, открытие которого состоялось 28 ноября 1943г.

 

За годы перестройки неузнаваемо изменился центр города, но, отойдя от центра, можно увидеть еще много плохих дорог, массу мусора, старые разваливающиеся здания. В будущем Ижевск может стать неплохим центром туризма, особенно когда будет реставрирован бывший Генеральский дом в саду им. Горького и уникальное старое заводское здание с башней, и они превратятся музеи. Даже сейчас у нас есть что показать: музеи Калашникова и Ижмаша, Национальный музей. Возможно, кто-то из богатых людей построит для привлечения туристов пароход по чертежам старого парохода, бороздившего когда-то воды пруда. На рубеже 20 века в Воткинске были изготовлены два парохода, для которых изготовили специальную металлическую «галошу» и зимой на лошадях их привезли в Ижевск. Пароходы назывались «Шрапнель» и «Иж», после революции им дали новые имена: «Красный сплавщик» и «Свобода». Один сплавлял от Воложки лес, другой возил пассажиров. Почти полвека эти пароходы бороздили воды нашего пруда, дымили и шлепали колесами по воде, добираясь от заводской пристани до Воложки за 45 минут.

 

Историческая память и памятники

Старое заводское здание, построенное по проекту С. Е. Дудина, безусловно, является ижевским памятником номер один и заслуживает того, чтобы быть под охраной ЮНЕСКО. Надо отметить, что в Ижевске за последние десятилетия снесено немало зданий и памятников. Их переносят с места на место, при реставрации неузнаваемо изменяют, нарушая закон в области охраны памятников. Только недавно, вопреки протестам, ночью снесли старый корпус заводоуправления. Хотя он и не представлял такой ценности, как Арсенал или заводской корпус, но это была память о более чем столетней истории завода, в нем побывали многие известные люди России. Еще 1 апреля 2010 г. в решении Октябрьского районного суда было записано: «суд приходит к выводу о том, что спорный объект «Правление «Ижстальзавода» является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения». Протест выразило и Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу в лице Главного государственного инспектора М. Крамчаниновой, которая подала в ОВД МВД по октябрьскому району г. Ижевска заявление о возбуждении уголовного дела в связи с разрушением этого здания. Руководитель Управления Д. А. Мусин направил прокурору УР письмо с просьбой «принять меры прокурорского реагирования, направленные на недопущение выкупа и сноса объекта культурного наследия регионального значения», однако, прокуратура не остановила этот вандализм. Персонально за снос отвечать некому – городская дума, где большинство составляют   депутаты от Единой России, проголосовали за снос здания. Во всем мире стараются беречь памятники истории и архитектуры, сохранять кладбища предков и географические названия. В Ижевске отношение другое, мы все время что-то сносим, переименовываем, уничтожаем. В Англии, например, полностью отреставрировали один из заброшенных шахтерских поселков. Теперь это центр туризма, туристы там спускаются в шахты, десятки тысяч школьников едут со всей Англии посмотреть, как жили люди, что представляли собой шахты, там даже белье развешено на веревочках.

2010 г. Старое здание заводоуправления. Снесли его ночью, вопреки протестам общественности и службы охраны памятников.

Ижевский пруд

В ближайшие годы предстоит решать вопросы очистки пруда. К сожалению, принятое Госдумой новое экологическое законодательство и последний Водный Кодекс не способствуют решению проблем пруда. По новому Водному кодексу водоохранная зона нашего пруда сокращена с 500 метров до 50 метров. Из ежегодных государственных отчетов практически исчезла экологическая информация, остались лишь географические сведения.

Решением проблемы пробок на улицах города могло бы быть строительство моста через пруд в самой узкой его части. Этот проект когда-то уже обсуждался, и неплохо было бы сейчас рассмотреть его вновь. Это позволило бы пустить транспорт в район Малиновой горы и заречную часть города, минуя центр, и разгрузить улицы М. Горького, К. Маркса и Пушкинскую. Были также проекты многоуровневых развязок на перекрестках главных магистралей города. К сожалению, много лет не расширяется трамвайная сеть. Конечно, бюджет города сейчас не позволяет реализовать эти и другие проекты. Но будем надеяться, что в будущем мы сможем решить многие из этих проблем.

Комментарий

1 ижевцы – так называли жителей Ижевска в прошлом, сейчас они ижевчане. Вероятно, ижевчанами их стали называть после восстания 1918 г. и массового ухода работников завода с армией Колчака, чтобы слово «ижевцы» не напоминало об этих событиях, и новые поколения жителей города ничего о них не знали.

One Response to “Краткая история Ижевска”

  1. hack skype Says:

    I have fun with, result in I discovered just what I was looking for. You’ve ended my 4 day long hunt! God Bless you man. Have a great day. Bye

Leave a Reply