Первая старообрядческая школа в Ижевском заводе

Опубликовано в журнале «Радуга» №2, 2011 г.

17 апреля 1905 г. Николай II подписал именной высочайший указ, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости», который гласил: «В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. … Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. … Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам. … К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано: «НИКОЛАЙ». [1]

Так старообрядчество получило официальное признание, им разрешили строить церкви, проводить службы и многое другое.

Однако царский указ понравился не всем. Ряд газет писали, что указ подготовлен масонами и является предательством в отношении царя. Для старообрядцев по-прежнему оставались ограничения, например, им не давали офицерские звания.

Хотя царским указом 1905 года старообрядцам давалась возможность создавать свои школы и вести в своей среде широкое самостоятельное образование, им нельзя было открывать средние и высшие учебные заведения. Эти ограничения внес Государственный Совет, разрешив открывать только низшие и ремесленные учебные заведения. Член Государственного Совета А. В. Васильев выступил в защиту прав старообрядцев в области образования. Он приводил примеры любви старообрядцев к земле, о чем говорили успехи старообрядцев на сельскохозяйственных выставках и спрашивал, почему же им не разрешают открывать сельскохозяйственные училища, в то время как католики и протестанты имеют в России и в самой столице школы повышенного типа. Васильев отмечал большой вклад старообрядческого купечества в области русской науки и образования, подчеркивая, что этот вклад был бы еще больше в случае снятия существующих ограничений.

В пункте 14 указа предусматривалось, что если «во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания». На основании этого пункта ижевские старообрядцы решили открыть свое первое учебное заведение по типу земских школ. 14 сентября 1912 года была закончена постройка школы, и в тот же день было совершено ее освящение. В школу было принято 15 мальчиков и 18 девочек, а 14-го октября начались занятия.

В журнале «Церковь» это событие было описано довольно подробно и сопровождалось фотографией учащихся с учителями. [2]

«У нас в Ижевском Заводе 14-го октября м. г. открылось давно желанное и давно ожидаемое старообрядческое начальное училище, по типу земских школ. Означенного числа был совершен молебен свв. Козьме и Дамиану и в этот же день начались занятия. За две недели пред этим было получено от г. инспектора народ. училищ Сарапульского уезда официальное извещение об открытии училища и утверждении заведующего училищем. … Заведующий училищем обратился к учащимся с горячей просьбой быть примерными во всем, как в науках, так и в поведении, дабы стать примером для других. Родителям же учащихся было предложено относиться внимательно к поведению детей своих, к их воспитанию. Законоучителем означенного училища состоит местный старообрядческий священник о. Александр Ялунин. Заведующим училища состоит местный уроженец, старообрядец, с образовательным цензом учителя начальных классов, Михаил Иванович Семенов. Он же и преподаватель пения и церковно-славянского чтения, рисования и гимнастики. Жалование учитель получает от сарапульской земской управы. В текущем 1913-14 учебном году открыто одно только младшее отделение, хотя помещение имеется на все три отделения. Пока, слава Богу, и земство и инспекция относятся к училищу благосклонно. Дай Бог, чтобы и впредь было с их стороны такое отношение к нам».

Учащихся ижевского старообрядческого училища с преподавателями. В центре отец А. Ялунин (слева) и М.И. Семенов.

 

Примечание

м.г. – минувшего года.

Литература

[1] Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. С.237-238.

[2] Журнал «Церковь», 1913 г., №5.

Leave a Reply